источник: 25 февраля 2011 г. в 16:27. газета «Хакасия»
Категория: Культура и спорт
И в студенческие годы, и в годы своего учительства в селе Таштып, и сейчас, работая преподавателем английского языка в ХГУ, Татьяна Шулбаева всегда находила время участвовать в художественной самодеятельности: была солисткой ансамбля “Жарки”, в Таштыпе декламировала стихи и пела песни с коллегами-учителями, а сейчас поет, танцует, играет на хакасских народных инструментах в ансамбле “Чон коглерi”. Татьяна Павловна — и одна из тех, кто создал этот ансамбль.
С песней сквозь годы (ансамблю — 20 лет) объехал хор всю Хакасию, побывал в республиках Бурятия, Алтай, в Горной Шории, Красноярском крае. Ездить по различным городам и весям Татьяне не привыкать: еще будучи участницей ансамбля “Жарки”, она дважды посетила Москву, побывала в Республике Молдова. И если впечатления от поездок с “Жарками” остались лишь в памяти и в сердце, то нынешние запечатлены на бумаге: теперь Татьяна Павловна ведет своеобразную летопись ансамбля “Чон коглерi”. Первая запись — о первом же публичном выступлении ансамбля, который тогда еще не имел названия: “…даже не выступление, а участие в работе семинара чатханистов состоялось в январе 1990 года. Здесь мы исполнили несколько тахпахов, и эти несколько тахпахов пели по своим записям, сбивались, смущались…”
Рассказала Татьяна Шулбаева и о том, как ансамбль обрел свое название. Первое имя — “Айыдыс”, с которым хор выступил в 1990 году на абаканском городском смотре художественной самодеятельности. Но, по мнению большинства хористов, это название не отражало сути ансамбля, и назвали его “Чон ырлары” (“Народные песни”). А с подачи журналиста Олега Шулбаева ансамбль приобрел окончательное имя — “Чон коглерi” (“Народные мелодии”).
25 апреля 1992 года “Чон коглерi” было присвоено звание народного. Вот как пишет об этом “летопись”: “Сегодня в жизни нашего коллектива большое, важное событие: мы защищаемся на звание “народного”. К этому дню мы шли долго, готовились упорно. И вот он настал — волнующий момент. Наш концерт шел по возрастающей, как будто мы оживали, поднимались и зазвучали. “Свадьба” наша прошла на высоком уровне”.
Но не все “звездно” на пути “Чон коглерi”: то самодеятельные артисты ездят с концертами на свои деньги в общественном транспорте, то из-за нерасторопности методистов РДК не могут собрать вовремя и в должном количестве зрителей, как было в Уйбате. “Дорога в Уйбат неважная, пыль. Ехали часа полтора. В клубе тишина, никого нет. Пошли в магазин, там сказали, что мало кто знает про концерт. Поехали на автобусе по селу собирать людей. Собрали человек 60, выступили. Настроение у всех было ниже среднего”.
Порой оказывались виновны и сами самодеятельные артисты. И автор “летописи”, не скрывая, пишет о концерте, прошедшем 18 апреля 1997 года: “Выступали в малом зале РДК. Зрители, когда я спрашивала, говорят: “Все было нормально, но только большие перерывы между номерами”. В понедельник предстоит большой разговор”. Причем слово “разговор” написано вразбивку; надо полагать, в понедельник был действительно строгий “разбор полетов”.
В 1994 году в недрах “Чон коглерi” зародился новый ансамбль чатханистов и хомусистов. Руководителем был назначен Анатолий Константинович Стоянов. “…К этому дню к нашей концертной программе прибавился еще один номер: “Чанар хус” на чатхане. Наши первопроходцы: Терентий Николаевич (Карачаков — О.А.), Нина Ильинична (Чебодаева), Мария Арчимаева, Галина Кузьминична (Токмашова), Зоя Ивановна (Боргоякова). Они ходили на репетицию к Стоянову почти каждый день”. Из скромности Татьяна Павловна не написала и свое имя. Как человек, всегда жаждущий чего-то нового, она сочла необходимым участвовать и в этом ансамбле. В семидесятых годах почти вся молодежь была увлечена гитарой, и Таня, как говорит сама, “немного тренькала на струнах”. А тут пришлось постигать азы музыкальной грамоты и играть на чатхане и хомусе до появления мозолей на пальцах… Теперь же без выступлений этого коллектива, который назвал себя “Кумус хыллар” (“Серебряные струны”), не обходится ни один концерт ансамбля “Чон коглерi”.
Почти с самого создания ансамбля руководитель Нина Викторовна Катаева начала вводить в репертуар “Чон коглерi” хакасские народные танцы. И Татьяна, как бывший солист “Жарков”, приняла в них живейшее участие, и танцы стали неотъемлемой частью репертуара “Чон коглерi”. Вот как пишет об этом Татьяна Павловна в марте 2003 года: “У нас появился балетмейстер — Николай Копятин. Мы разучили новую песню “Мир жарков”, на ее мелодию Николай Александрович ставит танец. Не знаю, что получится из его затеи. Танец красивый”. Сегодня же Татьяна Шулбаева подробно рассказывает в своих записках об участии в этнофестивале “Саянское кольцо”, где ансамбль занял первое место в номинации “Народная песня” и удостоился премии “Илия”.
Прочитав от корки до корки ее “летопись”, записанную в трех “томах”, я спросил, откуда у нее эта страсть к писательству?
— В школе я очень любила язык и литературу. После школы подала документы на филфак Абаканского пединститута. Точнее, подошла к одному из столов приемной комиссии… Оказывается, подала документы на иняз. И поступила.
Незаметно пролетели пять лет студенческой жизни (а это были не только годы учебы, но и работы, летом — в стройотряде, осенью — в совхозе, к тому же подрабатывала в вузе техничкой). После института ее направили, повторю, в Таштыпскую среднюю школу № 1. И там Таня считалась одной из лучших среди молодых специалистов. Затем они с мужем переехали в Абакан, где Татьяна Павловна устроилась на работу лаборантом кафедры иностранного языка. Сейчас она — старший преподаватель кафедры иностранного языка института филологии ХГУ. Наряду с преподаванием Шулбаева почти ежегодно готовит методические пособия, научные статьи…
Татьяна Павловна — мать троих детей. Они все окончили наш госуниверситет, а нынче, работая, заочно учатся в аспирантуре ХГУ по разным специальностям: историк, юрист, филолог. И еще: она — замечательная бабушка троих внуков, вместе с ними трудится на даче, ездит на озера, в деревню. Так, незаметно для внучат, прививает им любовь к труду, к природе.
Но вернемся к “летописи”. Когда артисты узнали, что Татьяна ведет такие записи, то пришли в восторг. Более того, ее “летописью” активно пользуются студенты института искусств и музыкального колледжа для написания курсовых и дипломных работ. А теперь, как стало мне известно, Татьяна Павловна задумала выпустить книгу на основе этой “летописи”. Это стало бы хорошим подарком и к Году учителя, и к юбилею самого “летописца”.
Очол АЛБЫНАКОВ
Абакан