Потомки Большой Медведицы

Потомки Большой Медведицы
Потомки Большой Медведицы

20 апреля 2011 г. — газета «Хакасия»

Категория: Культура. театры

Сегодня театр “Читiген” отмечает свой юбилей. В 1991 году ему был присвоен статус государственного учреждения — Хакасский театр малых форм “Читiген”… Родился же “Читiген” более чем за два года до этого события. Режиссер Василий Ивандаев поставил задачу: создать театр, который был бы близок и доступен своему народу. “Наша цель — заставить народ вспомнить себя, в полной мере возродить отзывчивость на все доброе и прекрасное”.

 ОСНОВОЙ всех театральных работ, мечтал он, будет богатейший хакасский фольклор, незаслуженно забытый эпос. Театр создавался как национальный, работающий на хакасском языке.

И в 1988 году Василий Иванович (выпускник ГИТИСа 1970 года), собрав единомышленников — молодых и талантливых актеров (Юрий Топоев, Георгий Сагалаков, Игнат Кайдачаков, Фаина Боргоякова, Валентина Тюкпиекова, Эсфира Миягашева), — создал творческое объединение под названием театр “Читiген” — “Большая Медведица”. Символично, что в этом созвездии семь звезд, и в состав нового театра тоже вошли семь человек.

Становление театра совпало со сложным периодом в жизни страны — с эпохой перестройки, поэтому коллективу довелось испытать много трудностей. Но даже работая на основе самоокупаемости, как кооперативный театр, актеры творили и дарили людям радость. Репертуар постоянно обновлялся, игра артистов находила глубокий отклик у зрителей. В этом плане много работал драматург, актер, певец и поэт Юрий Топоев. Первая его пьеса, с которой “Читiген” начал гастроли по Хакасии, называлась “Тохта, айна” (“Остановись, черт”). Она сразу же стала популярной. А постановка пьесы “Чурта, чурта, Аглона” (“Жива, жива, Аглона”) стала лауреатом первого регионального фестиваля национальных театров Сибири в 1999 году в городе Кызыле — “За новаторский поиск в освоении исторической темы”. Спектакль по пьесе “Алыптар” (“Богатыри”) за особый вклад в развитие хакасского юмористического, сценического и литературного искусства награжден Государственной премией имени Н.Ф. Катанова. Пьесы Юрия Топоева “Мирчен оол паза пиргал хат” (“Упертый муж и отчаянная жена”) и “Тугенчi хан” (“Последний хан”) также нашли свое сценическое воплощение, им переведены на хакасский язык и пять пьес других авторов.

Режиссер и директор, Василий Ивандаев стремился создать в театре несколько автономных групп, которые могли бы одновременно выступать на разных сценических площадках. Привлекал к работе самобытных артистов, представителей различных жанров и видов сценического искусства, приглашал талантливую молодежь в театральную студию для подготовки будущих актеров. В театр пришли выпускники ЛГИТМиКа (Ленинград) Валерий Топоев, Андрей Асочаков, Олег Чугунеков, Виталий Канзычаков, Сергей Доможаков, Сергей Рыжов.

Однако годы трудностей и непонимания не прошли даром. В ноябре 1991 года, находясь в Москве, из-за сердечной недостаточности ушел из жизни Василий Ивандаев, человек большой душевной теплоты, духовности и интеллигентности. Но артисты “Читiгена” до сего дня следуют идеям Василия Ивановича, заложенным в основу деятельности театра.

В 1992 году состав театра пополнился эстрадно-цирковой группой Чернина Дабаева. Это был единственный профессиональный коллектив в республике, работавший в жанре иллюзиона. К этому времени группа уже была лауреатом международного конкурса иллюзионистов в Польше. А во время работы в театре она стала обладательницей золотой медали международного конкурса цирковых искусств “Найрамдал” (Улан-Батор).

Художественный руководитель Александр Котожеков привлекал в театр исполнителей  музыки на национальных инструментах, владеющих горловым пением, исполняющих хакасские песни, танцы, тахпахи. В результате в 1995 году в театре сформировался ансамбль “Айланыс” — “Возвращение” (руководитель — композитор, певец и музыкант Александр Саможиков, артисты Степанида Саможикова, Ирина Чугунекова, Мария Бурнакова, Олег Чебодаев). “Айланыс” стал открытием для ценителей народного искусства во многих странах мира — Бельгии, Голландии, Польше, Монголии, Хорватии, Турции, в республиках СНГ. Ансамбль — лауреат и участник около 30 международных, всероссийских и межрегиональных фестивалей и конкурсов.

В 2005 году из состава театра вышла эстрадно-цирковая группа и сразу же была создана фольклорная — “Аран-Чула” под руководством Олега Чебодаева. И тогда постановлением правительства Хакасии театр малых форм “Читiген” был переименован в ГУК РХ “Хакасский музыкально-драматический театр “Читiген”.

НА протяжении более 20 лет артисты театра радуют зрителей в самых далеких уголках Хакасии, участвуют в международных и межрегиональных фестивалях, где уже неоднократно получали высокую оценку специалистов. Сложился крепкий сплоченный коллектив со своим неповторимым творческим почерком. Костяк драматической группы составляют заслуженные артисты РХ Георгий Сагалаков, Валерий Топоев, Клара Тогочакова, артисты Виталий Канзычаков (директор театра), Юрий Ткачев, Клавдия Топоева, Элмира Аманбаева, Вероника Ивандаева, Неля Карачакова, Тарина Пиримова.

Художественное направление, олицетворяющее идею этнического театра, синтез драматической игры и музыки хакасских народных инструментов позволили “Читiгену” вывести свое творчество на качественно новый уровень национального театрального искусства.

Олег ШУЛБАЕВ, член Союза писателей России

Оставьте комментарий

 необходимо принять правила конфиденциальности